Создание научно-методического центра

Учебно-научный центр является важной частью профессионального образования по подготовке специалистов и руководителей в области химической безопасности, а также переподготовки и аттестации специалистов по государственному заказу, разработке, апробированию и внедрению методик и технологий подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической безопасности, созданию условий для обеспечения мониторинга опасных химических факторов и обеспечения паспортами опасных химических объектов, проведения комплексных научных исследований в области химической безопасности.

Разработанные учебные планы, программы, методические пособия, специальные практикумы, предусматривающие использование современных методов обучения применяются для выпуска высококвалифицированных специалистов (бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук) по химической безопасности.

Профессиональная подготовка специалистов в рамках повышения квалификации и переподготовки осуществляется на основе договоров с заказчиками и включает следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 час.) тематическое обучение, заканчивающееся сдачей экзамена или зачёта и выдачей соответствующего удостоверения государственного образца;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 час.) по научно-техническим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;
  • длительное (свыше 100 час.) обучение специалистов для углублённого изучения отдельных направлений науки и техники в сфере химической безопасности;
  • подготовка специалистов возможна в форме лекций, практических и семинарских занятий.

По завершении учебного курса учебно-научный центр проводит выпускные экзамены. Лица, успешно сдавшие экзамены, получают удостоверение об успешном прохождении обучения, которое является основанием для допуска к квалификационным экзаменам, проводимым соответствующим органом по сертификации. В свидетельстве указывают:

  • профессиональный стандарт, на основе которого был построен курс подготовки;
  • категорию персонала, на которую претендует выпускник подготовительных курсов.

В учебно-научном центре проводятся следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие учебные работы.

Права и обязанности слушателей учебно-научного центра определяются законодательством Российской Федерации, уставом и правилами внутреннего распорядка этого учреждения.

Итоговая аттестация по программам профессиональной переподготовки проводится государственной аттестационной комиссией, председатель которой утверждается учредителем центра.

Источниками формирования имущества и финансирования учебно-научного центра являются:
  • материальные и финансовые средства учредителя (учредителей);
  • средства, получаемые от уставной деятельности;
  • кредиты банков и иных кредиторов;
  • добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе зарубежных, и другие источники.

Для проведения лекций, просмотра учебных фильмов, самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания дидактического материала при подготовке специалистов в области эксплуатационной безопасности объектов химического производства учебно-научный центр включает в себя компьютерный учебный класс.

Для проведения зачетных, контрольных и аттестационных мероприятий в состав учебно-научного центра включен аттестационный компьютерный класс.

Для проведения демонстрационных, практических, лабораторных и зачетных занятий в состав учебно-научного центра включена учебная компьютерная лаборатория, содержащая специализированные компьютерные тренажеры для следующих типовых объектов химического производства, их элементов и узлов.

Работа компьютерных классов базируется на образовательной компьютерной сети.

Учебно-методический, тестовый и экзаменационный материал в БД УТК учебно-научного центра хранится в виде web-страниц. За счет поддержки СПО АРМ преподавателей, инструкторов и обучаемых встроенного в web-страницы скриптового языка, такого как JavaScript, имеется возможность создавать динамически управляемые документы, интерактивно взаимодействующие с обучаемым.

Орган по сертификации организовывает инспекционные проверки деятельности учебно-научного центра. Координационный совет ежегодно рассматривает статистику успешного прохождения процедур сертификации специалистами, прошедшими подготовку в учебно-научном центре.

Государственный контроль деятельности учебно-научного центра осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и распространяется на государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации.

Применение принципов интегрированной информационной образовательной среды для построения учебно-тренировочного комплекса, реализующих учебно-методическую поддержку учебного процесса и дистанционные методы обучения, позволяет сформировать полноценную систему обучения, отличающуюся высокой эффективностью процесса обучения, возможностями индивидуализации обучения и приобретения обучаемыми навыков самостоятельной работы, а также гибкой настройкой среды в зависимости от формы обучения.

Для подготовки специалистов в области эксплуатационной безопасности для объектов химического производства разработаны учебные программы и компьютерные тренажеры, учебные и лабораторные классы учебно-научного центра по всем основным видам химически опасных объектов производства.

Применение экспертных систем в обучении является перспективным направлением развития автоматизированных обучающих систем и позволяет добиться повышения качества создаваемых учебных курсов за счет привлечения большого количества экспертов по предметной области и методике обучения, конкретизации содержания учебных курсов в процессе создания базы знаний, исключения дублирования разработок учебных курсов за счет унификации и использования стандартных учебных процедур, фиксации методик обучения в виде программ.

Предлагается использование дистанционных образовательных технологий для высшего, послевузовского и дополнительного образования.

Созданный отдел дистанционного обучения учебно-научного центра позволяет организовать учебный процесс с использованием ДОТ, осуществлять подготовку и мониторинг работы преподавателей, проводить промежуточную и итоговую аттестацию, проводить регистрацию обучающихся, осуществлять техническую поддержку центрального узла связи, вести базы данных учебных материалов и слушателей.

Организация регионального центра дистанционного обучения учебно-научного центра может также проводить набор слушателей в регионах, мониторинг и рекламу программ ДО, заключать договора с обучающимися, организовывать тьюториалы и консультации слушателей с преподавателями и тьюторами учебно-научного центра, пересылку контрольных письменных работ в учебно-научный центр, совместно с учебно-научным центром вести научно-методическую работу.